a Перевод В. Г. Цыпина.
b Большая терция в чистом строе (соотношение частот — 5:4) отличается от терции, полученной путём последовательных ходов по квинтам (3:2), на так называемую дидимову комму (примерно на 1/10 тона). При темперации величина коммы распределяется между ступенями звуковой системы путем некоторого понижения одних звуков и повышения других.
c Приводим по материалам докладов, прочитанных Е. В. Назайкинским на заседаниях постоянно действующего Методологического семинара «Акустические среды» в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
d «Feinstufigkeit ist das Gebot der Stunde. Damit können wir alle höheren Musikkulturen der Erde darstellen, assimilieren und zu einer Synthese “Weltmusik”
e Экмелисты — последователи течения, развивающего микротоновую технику. Так, например, к экмелистическим исследованиям можно отнести работы в области исследования ширины зоны корректирующего слуха (Zurechthören), осуществленные Эггелингом в 1967 г. и Биоком в 1975 г.
f Инициатором симпозиума выступил Франц Рихтер Херф, который проводил свою исследовательскую деятельность, посвященную микротоновой музыке в Институте фундаментальных музыкальных исследований при Моцартеуме с начала 70-х гг. Впоследствии, как мы уже говорили, Институт был переименован в честь композитора-исследователя в Richter Herf-Institut fur musikalische Grundlagenforschung.
g См. также: Белов Г. Г., Горбунова И. Б., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учебное пособие (2006); Горбунова И. Б., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе (2003); Горбунова И. Б., Горельченко А. В. Технологии и методики обучения. Музыкально-компьютерные технологии в системе начального музыкального образования (2007); Горбунова И. Б. Музыкальный компьютер: монография (2007) и др.
h Теоретические представления о звуке африканцев племён басонге, проживающих в современной Демократической Республике Конго (Киншаса).
i Перевод М. С. Заливадного.
j Schoenberg A. Harmonielehre. Leipzig: Ed. Peters, 1977. S. 488.
k По-видимому, речь идёт о тональности До-мажор. — И. Г.
l Термин «стохастичность» происходит от греческого слова, обозначающего «предположение».
m UPIC (Unite polyagogique informatique du CEMAMu) — музыкальный компьютер со специальным графическим вводом (подобный АНС и брюсофонус Б. Галеева и Р. Сайфуллина), который позволял создавать звучащий материал посредством рисунка. По замыслу Яниса Ксенакиса в 1975 г. создан «L’UPIC», получивший широкую известность в музыкальном мире.
n Среди которых: книга кандидата искусствоведения, профессора И. Л. Ванечкиной и И. А. Трофимовой «Дети рисуют музыку» (Казань: Изд-во «Фэн», 2000), компьютерная обучающая программа американского композитора и педагога М. Суботника «Making music», использующая элементы рисования.