От составителей

Уважаемые читатели!

Вы держите в руках сборник научных статей, в котором представлены материалы петербургской Школы исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах, а также материалы педагогов из регионов России, которые принимают активное участие в музыкально-творческих научно-практических мероприятиях, организованных в Санкт-Петербурге.

Появление цифровых электронных музыкальных инструментов в конце прошлого века, внедрение их в образовательный процесс способствовало появлению новых учебных дисциплин, образовательных программ, активному развитию данного направления в системе дополнительного образования детей. Технические возможности современного синтезатора, отличающие его от традиционных инструментов, открывают большие перспективы в различных областях музыкального воспитания детей. Клавишный цифровой инструмент, являясь синтезом инженерной и художественной мысли, перекидывает мостик между традициями классического музыкального образования и порой неожиданными педагогическими условиями и проблемами, связанными с компьютерными технологиями, что позволяет создавать современные, инновационные программы, дает возможность применения новых форм и технологий в музыкальном образовании.

В настоящее время это направление активно развивается благодаря деятельности сотрудников учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и функционированию городского учебно-методического объединения педагогов «Электронные музыкальные инструменты» городского Центра развития дополнительного образования Санкт-Петербурга. Возникновению методического объединения предшествовал ряд важных для развития данного направления событий:

  •  с 2002 г. ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование», организованная УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А. И. Герцена совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н. А. Римского-Корсакова, в рамках которой с 2012 г. работает секция «Электронные музыкальные инструменты» в концертно-выставочном комплексе «На Васильевском»;
  • • с 2008 года ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция «Музыкально-компьютерные технологии в системе современного образования» (совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н. А. Римского-Корсакова);
  • организован и проводится на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» постоянно действующий научный семинар «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве», участие в работе которого приняли музыканты и учёные многих стран.
  • В Центре «На Васильевском», одном из первых среди учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, была разработана образовательная программа обучения детей музыке с применением клавишных синтезаторов в 2004 году. Целью программы является воспитание нового поколения детей и подростков посредством использования многообразных возможностей электронного музыкального инструментария.
  • В УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А. И. Герцена разработан комплекс образовательных программ, ориентированных на актуальные задачи современного музыкального образования и новые запросы учащихся:

— лицензирован и внедрён в образовательный процесс профиль подготовки бакалавров образования «Музыкально-компьютерные технологии», на который с 2004 года осуществляется набор абитуриентов в музыкальных вузах страны;

— лицензирована и внедрена в образовательный процесс программа магистерской подготовки «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», набор абитуриентов осуществляется с 2006 года;

— разработано научно-методическое сопровождение учебного процесса, внедрены учебные пособия, ИУМК, ЦОРы, сетевые образовательные ресурсы; разработаны и обоснованы новые учебно-методические комплексы, осуществлено полное учебно-методическое сопровождение ряда дисциплин нового типа, включающее печатные и мультимедийные пособия, дистанционные формы поддержки образовательного процесса;

— разработаны и с 2002 г. реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов-музыкантов. Они имеют дистанционную поддержку и внедряются также через систему Moodle.

• С 2009 г. для педагогов ДМШ и ДЩИ г. Санкт-Петербурга проводятся государственные курсы по освоению возможностей клавишных синтезаторов, которые организованы Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга, городским Центром развития дополнительного образования «На Васильевском».

• Значительную роль в развитии искусства исполнительского мастерства и аранжировки на электронных музыкальных инструментах играет проведение творческих конкурсов, среди них:

Всероссийский конкурс электроакустической музыки для одаренных детей «DEMO» (проводится с 2010 г.). Конкурс объединил педагогов-новаторов из различных городов России.

Международный конкурс «Электронная палитра», который стал одним из первых Международных конкурсов в г. Санкт-Петербурге, посвящённый исполнительству на электронных музыкальных инструментах (проходил на базе Детской школы искусств Красносельского района с 2000 по 2014 г.);

• Педагоги и учащиеся класса синтезатора учреждений дополнительного образования детей, ДМШ, ДШИ г. Санкт-Петербурга — неоднократные участники проектов, популяризирующих обучение на электронных музыкальных инструментах, в том числе и международных.

Отметим особую прогрессивную роль музыкантов-москвичей и московской школы игры на клавишном синтезаторе. Они внесли ценный вклад в процесс становления искусства исполнительского мастерства на электронном музыкальном инструменте. Созданная И. М. Красильниковым теоретическая и практическая школа «искусства цифровой музыки», которая активно поддерживается и развивается благодаря творческой деятельности педагогов-новаторов — О. А. Гущиной, В. П. Чудиной и В. А. Чудина, Н. В. Михуткиной и других ярких московских музыкантов. Неоценима научно-музыкальная и публицистическая деятельность Е. В. Орловой, которая вместе с  И. М. Красильниковым организовала ежеквартальные выпуски глубоко познавательного журнала «Музыка и электроника», освещающего и поддерживающего творчество педагогов-энтузиастов России.

Материалы сборника «Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства» распределены по тематическим блокам.

В первом разделе сборника опубликованы статьи, в которых рассмотрены актуальные проблемы развития исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах в контексте основных принципов общего музыкального образования.

Второй раздел сборника содержит практические разработки и методические рекомендации педагогов, работающих в области освоения возможностей цифровых музыкальных инструментов.

Завершает сборник раздел, в котором опубликован ряд статей А. В. Ортина, жизнь которого трагически оборвалась в 2014 г. Творческая и научная деятельность Алексея Владимировича Ортина была посвящена вопросам становления и развития компьютерного музыкального творчества и электронного музыкального инструментария в системе современного музыкального образования в нашей стране.

А. В. Ортин руководил Секцией преподавателей синтезатора и компьютерных технологий Санкт-Петербургского учебно-методического Центра по образованию (повышению квалификации) Комитета по культуре г. Санкт-Петербурга. Молодой, яркий педагог-музыкант и организатор, делающий уверенные шаги в науке о музыке и музыкальной педагогике, он активно способствовал всему творчески позитивному, что возникало на пути современной Школы исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах в России.

Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория